В образовании появился новый формат профессиональных дискуссий и открытого проектирования — Educational JAM. Формат вдохновлен джазом: открытый диалог экспертов напоминает джазовый джем, который собирает на одной сцене музыкантов разного опыта для творческой импровизации. Так и на образовательных джемах встречаются педагоги и директора с разным опытом и из разных образовательных структур, чтобы в совместном творчестве искать решения задач, которыми делятся резиденты джема.
![Скрывать нельзя показывать. Educational JAM: философия открытого проектирования](https://media.fulledu.ru/documents/covers/1k92/67a33ca701a830089208e382/article67a33ca7e7bdd1.65366845.jpg)
В рамках EdJAM прошло уже две встречи, которые собрали для профессиональных брейнштормов более 100 экспертов. Образовательные импровизации проходят по одному из двух сценариев: мозговой штурм для поиска новых идей или «прожарка» уже существующих, предложенных резидентом джема.
![](https://media.fulledu.ru/documents/images/1k92/67a33c982216bebeae091262/article67a33c98b92728.30820733.jpg)
Формат Educational JAM — это философия открытого проектирования образования. Сообщность экспертов вместо феодализма школ. В школьном образовании еще так много скрытого и неясного, что, если мы действительно хотим продвигаться в понимании — стоит держаться вместе, обмениваться опытом, усиливать идеи друг друга. Скажем прямо, в этой области пока еще нечего делить, патентовать, охранять соглашениями о конфиденциальности. Действительно работающих образовательных технологий совсем немного, и зачастую школы отличаются друг от друга только условиями и маркетингом.
— Рустам Байбурин, генеральный директор RYBAKOV PLAYSCHOOL, соавтор проекта Educational JAM
Для экспертов-участников такие профессиональные дискуссии — это возможность ощутить сопричастность к развитию интересных образовательных проектов, реализовать свою экспертность, расширить собственные горизонты за счет насмотренности других участников, вдохновиться от новых знакомств и от осознания, что они не одни в потребности выходить за рамки стандартов.
Резидентом первого образовательного джема стала частная школа «Снегири», которая готовится к открытию нового кампуса через два года. На этой встрече эксперты обсуждали, как совместить в одной образовательной модели все особенности школы: качественное академическое образование, спортивные программы и свободное владение английским языком. А также размышляли о том, как спозиционировать новое здание школы среди других сильных учебных заведений района и как развивать мягкие навыки у учеников в рамках спортивных дисциплин.
Выходить к экспертному сообществу и говорить о своих сложностях бывает трудно. Но часто этот шаг влечет за собой неожиданные и приятные эффекты.
Делать ставку на новые типы образовательных результатов, на новые образовательные технологии — это непростой и интересный путь, двигаться по которому быстрее и надежнее в компании единомышленников, привлекая экспертное сообщество, действуя открыто. И несмотря на легкий и неформальный жанр наших джемов, именно в таких образовательных импровизациях часто рождаются свежие идеи, думать над которыми затем можно в более серьезных форматах.
— Рустам Байбурин, генеральный директор RYBAKOV PLAYSCHOOL, соавтор проекта Educational JAM
Вторым, ощутившим на себе силу образовательного сообщества, стал образовательный центр «Талантвилль». Коллеги уже в этом году планируют праздновать новоселье — переезд в более просторное помещение в Долине МГУ. Команда школы, готовясь к переменам, обратилась к экспертам с двумя вопросами для брейншторма. Участники джема рассуждали о том, как эффективно использовать пространственные возможности нового помещения, чтобы гармонично сочетать привычные занятия в классе и индивидуальные форматы. А еще разрабатывали план проектной деятельности, чтобы дети могли копить стартовую энергию — высокую вовлеченность и «влюбленность» в проект, — которая позволит не терять мотивацию и доводить проект до финиша.
![](https://media.fulledu.ru/documents/images/1k92/67a33c896efe36ddac0383f2/article67a33c896f5e55.12962271.jpg)
Мы заметили, что качественный рост компании зависит от роста команды и напрямую зависит от готовности быть открытыми миру: своим родителям, ученикам, коллегам из других школ.
Возможности сами текут тебе в руки — пользуйся! Так, попутный ветер занес нас на второй Educational JAM. Мы были резидентами и «подставились» — в хорошем смысле этого слова. Нам задавали много вопросов на прояснение, в группах жарко спорили, мозговой штурм иногда переходил в монолог — так мы видели себя со стороны. Коллеги искренне делились идеями, рассказывали о себе и по большому счету, думая о нас, внутри себя наверняка решали и свои задачи тоже.
— Светлана Подъянова, автор и учредитель образовательного центра «Талантвилль»
Джаз — хорошая традиция Educational JAM. Эту традицию поддерживают музыканты из джазового клуба «The Hat Moscow». Создавая творческую атмосферу, каждый образовательный джем открывают живые джазовые стандарты, а вечером образовательная импровизация плавно переходит в джазовую — на сцену Шляпы.
![](https://media.fulledu.ru/documents/images/1k92/67a347eaa4215ac5970a0112/article67a347ea684675.11669938.jpg)
Нам действительно важно знакомить людей с культурой джемов, находя эту форму в других областях. Идея образовательного джема полностью совпадает с джазовым: профессионалы своего дела обмениваются знаниями и идеями в совместной работе, чтобы создать что-то уникальное.
Мы рады поддерживать импровизацию в лучшем ее проявлении: как в образовании, так и в музыке. Однозначно, джаз — это не просто музыка, но стиль жизни. Так и с образованием, которое продолжается всю нашу жизнь.— Константин Соболев, управляющий партнер джазового клуба «The Hat Moscow»
Подробнее о сообществе Educational JAM и прошедших встречах можно прочитать в телеграм-канале образовательных импровизаций.
![](https://media.fulledu.ru/documents/images/1k92/67a33ce19ac28d0771087b62/article67a33ce1c81762.67642035.jpg)