Ваш город:

Глава РАО Ольга Васильева рассказала о работе над стратегией развития образования РФ

13 янв. 2025 г.
0
152

Президент Российской академии образования Ольга Васильева сообщила о том, что в работу над стратегией развития образования РФ на период до 2036 года с перспективой до 2040 года включены свыше 40 сотрудников и членов РАО, они задействованы в каждой из 14 рабочих групп.

Ольга Васильева - президент РАО
Ольга Васильева - президент РАО / https://aif-s3.aif.ru/

В своём интервью ТАСС О. Васильева, в частности, сказала: «Учёные РАО представлены в каждой из 14 экспертных групп, таких как «Цифровизация», «Качество образования», «Воспитание гармонично развитой личности» и других. Всего над проектом стратегии работают более 40 человек – членов и сотрудников академии».

По словам главы РАО, на сегодняшний день упомянутый документ как никогда важен: необходимо, чтобы дети не просто получали качественное образование, но и обладали прочными ценностными и жизненными ориентирами, чтобы впоследствии можно было доверить им управление страной.

«При этом мы также понимаем, что развитие системы образования должно строиться на научных основах. А для этого необходимо проводить многолетние популяционные исследования, которые показывают, как растут и развиваются наши дети, какие проблемы их волнуют, какие современные подходы нужны, какие методики», – подчеркнула она.

Комментируя работу над подготовкой документа, О. Васильева в качестве примера привела исследования Центра развития инклюзивного образования РАО в 2024 году. Сотрудники центра изучили факторы, негативно влияющие на психическое и физическое развитие подростков. В результате оказалось, что чуть более 22% подростков среди негативных факторов отметили низкую физическую активность, 26% – отсутствие организованного досуга, 30% – использование электронных цифровых устройств и интернета без соблюдения норм, 17% – нерациональное питание (употребление фастфуда). Кроме того, подростки указали на проблемные отношения с отцом или матерью (25% и 13% соответственно), с учителями (12%), со сверстниками (30%). Также 21% школьников сообщили о влиянии на них буллинга, 16% – кибербуллинга.

И, по словам главы РАО, «это лишь небольшая часть той «картины», того «портрета современного подростка», который нужен системе образования для принятия верных решений», поэтому академия продолжает исследования в данном направлении.

Стоит напомнить, что ранее вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко сообщил, что представители всех 89 субъектов РФ участвуют в разработке стратегии развития образования, это более 650 экспертов из сферы образования, бизнес-сообществ, институтов развития и органов власти, а также учёные, общественные деятели и родители. Уже созданы 14 рабочих групп. Министр просвещения Сергей Кравцов отмечал, что первичный текст стратегии планируется представить в январе.

Также О. Васильева назвала разумным предложение о вводе интегральной оценки в школах. Она полагает, что ЕГЭ не может быть единственным итогом обучения и нужно учитывать все достижения и способности ребёнка в комплексе.

Ранее глава СПЧ Валерий Фадеев предложил ввести для выпускников школ интегральную оценку, которая учитывает знания по всему спектру изучаемых предметов. В качестве примера такой оценки он привёл средний балл, который мог бы высчитываться как средняя оценка, полученная учеником в учебной четверти или полугодии в ходе изучения соответствующего предмета. По мнению чиновника, она должна учитываться при поступлении в университет наряду с результатами ЕГЭ.

Одобрив упомянутую инициативу, О. Васильева в интервью ТАСС сказала: «Это разумная идея. Я много раз повторяла, что итог обучения в школе – результат, которого ребёнок достигает по всем предметам, а не только по тем, которые он выбрал на ЕГЭ. Необходим механизм, который бы учитывал все достижения выпускника, его способности и таланты в комплексе, чего пока ЕГЭ не может обеспечить в полной мере».

При этом она обратила внимание на тот факт, что к ребёнку необходим более индивидуальный подход, подчеркнув, что для этого общество должно больше доверять школе и учителям, которые оценивают успехи ребенка.

Ранее вице-премьер РФ Д. Чернышенко сообщал, что вопрос о возможности введения интегральной оценки обсудят в рамках подготовки стратегии развития образования РФ на период до 2036 года с перспективой до 2040 года.

Кроме того, О. Васильева заявила, что проблему нехватки в школах РФ учителей-предметников поможет решить распространение наставников для молодых педагогов.

Она обратила внимание на то, что многие выпускники педвузов уходят из школы, так и не освоившись в ней. И решающими для молодого учителя могут стать такие вещи, как, например, входить в класс, держать себя с детьми и родителями, какие бюрократические нюансы есть в системе.

Президент РАО отметила: «Есть мнение, что если он [молодой учитель] проработал в школе три года, то останется в профессии навсегда. Поэтому задача опытного педагога и наставника – помочь молодому специалисту адаптироваться, поддержать его на этом этапе».

При этом О. Васильева добавила, что также необходимо совершенствовать систему оплаты труда педагогов, сделать более прозрачной и справедливой систему различных выплат и надбавок, снизить бюрократическую нагрузку. И вся эта работа, как уточнила глава РАО, уже постепенно ведётся, но помимо материального поощрения, учителям важно и общественное признание: они должны чувствовать, что их работа значима.

Стоит напомнить, что в ноябре прошедшего года Правительство РФ утвердило комплексный план по повышению качества преподавания математики и естественно-научных предметов в школах до 2030 года. Результатом реализации мероприятий плана должно стать в том числе увеличение к 2030 году до 30% доли учителей математики, физики, химии и биологии в возрасте до 35 лет.

Также О. Васильева рассказала о том, что РАО в 2025 году планирует начать проведение нового масштабного исследования, посвящённого социально-профессиональному портрету учителя. По итогам работы будет подготовлен комплекс мер по поддержке устойчивой социальной позиции педагога.

Она, в частности, сказала: «В этом году мы хотим начать новое исследование, которое по планам будет продолжаться три года: «Социально-профессиональный портрет учителя». Мы хотим узнать, как учителя оценивают свои личные и профессиональные перспективы, насколько они удовлетворены профессией, как относятся к содержанию школьного образования, формам контроля успеваемости учащихся, как взаимодействуют с детьми и другими участниками образовательного процесса».

По словам О. Васильевой, в современной российской системе образования остро стоят вопросы отсутствия карьерного роста педагога и связанное с этим их эмоциональное выгорание. По итогам исследования учёные РАО планируют разработать комплекс мер, направленных на поддержку устойчивой социальной позиции учителя, гармонизацию его профессионального роста и увеличения интереса молодёжи к этой профессии.

Среди приоритетов РАО её президент назвала продолжение исследований по вопросам развития единого образовательного пространства России, совершенствования методик преподавания, организации образовательного процесса детей с ОВЗ и поддержки их семей, повышения качества педагогического образования. Кроме того, по словам О. Васильевой, специалисты академии продолжат исследовать психологическое состояние подростков и студентов.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Ольга Васильева - президент РАО
Президент Российской академии образования Ольга Васильева сообщила о том, что в работу над стратегией развития образования РФ на период до 2036 года с..
Глава РАО Ольга Васильева рассказала о работе над стратегией развития образования РФ
13 янв. 2025 г.
0
152
Выплаты по программе «Земский учитель» в новых регионах увеличат до 2 миллионов рублей
Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко и Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов представили итоги реализаци..
Выплаты по программе «Земский учитель» в новых регионах увеличат до 2 миллионов рублей
10 янв. 2025 г.
0
805
Новое сообщество в образовании: Физтех и Сколково объединяют педагогов, научные открытия и технологии
Новое сообщество в образовании: Физтех и Сколково объединяют педагогов, научные открытия и технологии
10 янв. 2025 г.
0
1448
Оставить свой комментарий

Ваш город: