В 2017 году СПбГУ начинает приём на новую образовательную программу бакалавриата «Инженерно-ориентированная физика». Теперь в первом университете России будут готовить специалистов для работы в области электроэнергетики в России и за рубежом.
Новая образовательная программа стала результатом многолетнего сотрудничества СПбГУ и международного электротехнического холдинга «Таврида Электрик». Холдинг входит в тройку мировых лидеров по выпуску высоковольтной коммутационной техники. Его основатель
Алексей Чалый был главной движущей силой новой образовательной программы:
— Инновационная экономика — сложная отрасль, которая требует серьезных научных вложений, в том числе технологических. Учёный — это анализатор, он берёт явление, разбирает его на кусочки, понимает его закономерности. Потом пишет про это статью. Готовый продукт учёный не создаст. Но и простой инженер для такой задачи не подходит. Инновационному бизнесу нужны люди, которые использовали бы фундаментально глубокое понимание сути явления, чтобы заниматься синтетической сборкой, а не анализом самого явления. Оказалось, что таких специалистов вообще не готовят.
Тут и возникла мысль создать такую специальность с нуля. Синтезатор должен уметь собрать что-то из того, что ещё до конца не исследовано. Здесь появляется элемент творчества, местами даже провидения инженерного.
С этой идеей я ездил в МГУ, в МФТИ и в СПбГУ. B Петербурге меня услышали. И сегодня продукты, которые разрабатывают выпускники Санкт-Петербургского университета, работающие в «Таврида Электрик», не имеют аналогов в мире.
Одним из инициаторов открытия в университете направления «Прикладная математика и физика», нацеленного на подготовку специалистов в области современной электроэнергетики, стал Юрий Константинович Стишков, доктор физико-математических наук, профессор СПбГУ:
— За 15 лет сотрудничества в рамках образовательного направления «Прикладная математика и физика» мы подготовили более 100 выпускников, 65 из которых были трудоустроены в российские и зарубежные подразделения холдинга «Таврида Электрик», а 10 из них занимают руководящие посты.
От разработчика прогрессивного энергетического оборудования требуются глубокие знания физики и математики, владение современным инструментарием для создания новых устройств.
Продумывая новую образовательную программу «Инженерно-ориентированная физика», мы учли до тонкостей потребности работодателя. Принципиальным было различие в подходах к вузовской подготовке физиков и инженеров. Физик выходил из университета, готовый развивать науку, заниматься аналитикой. Современному производству аналитики не нужны, а требуются те, кто, основываясь на мощной теоретической базе, могут создавать нечто новое, чего никогда не было.
Наши студенты будут самостоятельно проводить сложные расчёты с применением современных компьютерных технологий. Сегодня программирование изучают практически в каждом вузе, и даже в средней школе. Но позволю себе сравнение из области не физики, а лирики: студенты большинства направлений учат язык, а наши учатся поэзии.
Важность научно-исследовательской составляющей новой образовательной программы отмечает Михаил Анатольевич Павлейно, кандидат физико-математических наук, доцент СПбГУ:
— В новой программе «Инженерно-ориентированная физика» студенты в процессе обучения и в выпускных работах решают конкретные инженерные задачи. И, получив диплом, сразу становятся не стажерами, а полноценными сотрудниками.
Начиная со второго курса, студентов привлекают к научно-исследовательским работам. В течение обучения в бакалавриате они выполняют шесть курсовых работ, проходят стажировку в подразделениях холдинга «Таврида Электрик». Темы курсовых и выпускных квалификационных работ согласовываются с работодателем, который исходит из собственных потребностей. Отмечу, что в новой образовательной программе преподаватели будут работать индивидуально с каждым студентом буквально с первого дня обучения.
Сочетание компьютерного и натурного экспериментов считает одной из главных особенностей новой программы Владимир Александрович Чирков, доцент СПбГУ:
- Компьютерные дисциплины в рамках программы «Инженерно-ориентированная физика» преподаются с первого семестра и вплоть до выпуска бакалавра. Наши студенты осваивают основные программы компьютерного моделирования физических процессов ANSYS, COMSOL Multiphysics, Matlab и др., и учатся использовать эти системы как для углублённого изучения физики, так и для самостоятельных исследований.
Безусловно, современному инженеру необходимы навыки проведения физического и инженерного экспериментов. В ходе лекционных курсов и компьютеризированных лабораторных практикумов на современном оборудовании студенты учатся методам планирования эксперимента, его автоматизации, компьютерной обработке и анализу полученных результатов. Для обучения созданы специальные учебные лаборатории по методам планирования и проведения инженерного эксперимента, исследованию высоковольтных процессов и электротехнике.
Сочетание компьютерного и натурного экспериментов позволяет студентам уже на третьем курсе получать значимые научные результаты. Многие студенческие работы публикуются в научных журналах и представляются самими обучающимися на международных конференциях: за последние три года они выступали с докладами во многих странах мира — в США, Франции, Великобритании, Чехии, Японии и Словении.
После окончания бакалавриата по образовательной программе «Инженерно-ориентированная физика» выпускник может продолжить обучение по магистерской программе и в аспирантуре по специальности «Электрофизика».