3 этапа программы:
Первый этап.
Задачи участника: раскрыть свой потенциал, научиться дружить, собираться в коллектив, применять свои уникальные навыки, настроить коммуникацию “человек — человек”.
Первую неделю участники живут в комфортабельных номерах туристической базы “Хвалтиш” на берегу Гергебильского водохранилища. Питание трехразовое в местной столовой. Утренние зарядки, водные процедуры, занятия по туристической подготовке, радиальные выходы к ближайшим достопримечательностям, интересные командообразующие тренинги, творческие вечера. Все это ждет участников на 1-м этапе программы «Путь Дагестан».
Главная задача первой недели — адаптация к новым условиям, подготовка тела и психики к недельному походу, создание дружного коллектива, раскрытие потенциала ребят.
Что будет на первом этапе?
Ребята собираются на смене совершенно новым составом. Нужно время для адаптации, знакомства и для создания коллектива. Ведь им предстоит через неделю бок о бок провести в походе неделю, а еще выполнять задания в городе на третьем этапе. Мы уделяем особое внимание первому этапу, как с точки зрения командообразования и коммуникаций, так и передачи походных навыков.
В первые два дня участники знакомятся и самостоятельно определяют, с кем из наставников они бы хотели быть.
Как формируется коллектив?
На первом этапе каждый участник заявляет о себе, в том числе показывает свои уже имеющиеся навыки в бытовой и полевой сфере. Необходимо увидеть каждого в деле, создав такую атмосферу, которая поможет участникам раскрыться.
Все действия направлены на то, чтобы ребята сдружились между собой и начали собираться в коллектив — группу, объединенную общей деятельностью.
В течение недели мы проводим командообразующие события, устраиваем интересные испытания, объединяем творческими процессами и душевными встречами под гитару у костра.
Как решается недопонимание между участниками?
Для правильного и безопасного формирования коллектива на программе предусмотрены Правила и Табу.
Табу — нельзя нарушать! Их нарушение ведет к серьезным последствиям (см. описание на сайте). А Правила — это свод договоренностей, которые необходимы для удобного сосуществования ребят в коллективе.
Какая роль взрослых?
Наставники и руководители смен, взаимодействуя с участниками, отмечают их особенности, активизируются в момент каких-либо важным процессов раскрытия, правильно и дипломатично решают конфликты и ведут душевные беседы с теми, кому это необходимо.
Каждый наш вожатый и наставник — это как целый мир, с которыми соприкасается ребенок в жизни. Многие наставники становятся значимыми взрослыми для ребят. Они продолжают общаться и после смен. Поэтому у нас высокая степень возвращаемости ребят на программы.
Какие есть интересные “фишки” на сменах?
Один из эффективных инструментов сплачивания — это гитарные вечера у костра. Они не только объединяют, но и расслабляют, дают возможность быть собой в кругу друзей, быть естественным под пение знакомых песен. Каждая смена берет себе какую-нибудь понравившуюся песню в дорогу, в поход и потом эта песня живет с ними и после смен, напоминая прекрасные дни лета. Это состояние, как путеводная звезда, ведет ребят к новым вершинам, напоминая в будущем то время, когда ребенок был настоящим, живым, наполненным, у которого все получалось!
Поэтому мы аккуратно подходим к репертуару песен, чтобы они были мотивирующими, вдохновляли на подвиги, на стремление к доброму и настоящему.
Часто в такие моменты ребята сами пишут тексты на популярные мелодии, и такие песни становятся гимнами смен. У нас собралось много прекрасных песен, сочиненных участниками смен.
Как ребят готовят к походу?
В первую неделю участники получают необходимые навыки жизнеобеспечения в походных условиях. Инструкторы походных групп передают ребятам накопленные знания, которые будут применяться не только на программе — в походе второго этапа, но и в своей повседневной жизни. Так как поход — это и распределение ролей, где каждый участник пробует себя в разных сценариях коллективного труда, и ответственность, и внутриколлективная этика, а также культура быта и отношений с Природой.
Во время похода необходимо быть максимально эффективным, ведь задачей является не только пройти расстояние и насладиться красотами Кавказских гор, но и выполнение поставленной походной задачи, которую формируют участники с инструкторами и наставниками перед походом. Это может быть исследовательская экспедиция к какой-нибудь достопримечательности Дагестана; этнографическая — о культуре и особенностях горских народов; археологическая — в Дагестане много древних окаменелостей; и т.д.
Главное не отвлекаться на бытовые моменты. Все навыки по жизнеобеспечению должны быть настолько отработаны, что выполнялись бы на автомате: грамотно разбивать бивак (стоянку); разводить и поддерживать огонь; располагать палатки, тенты, кухню и туалеты; уметь готовить еду на большое количество людей, рассчитывать правильно провиант, быстро разворачивать и сворачивать лагерь. Например, вязание узлов — это не сама цель, а лишь навык, который помогает в быту — натянуть тент, навести переправу, скрепить и зацепить что-то и т,д. Все навыки участники потом успешно применяют в своей повседневной жизни.
Так же на первом этапе ребята участвуют в составлении маршрута, расчетах провизии, подготовке оборудования, прописывании легенды экспедиции, распределении ролей в походных группах. Это про ответственность и про включенность. В походе трудно “пленным” и “пассажирам” — тем, кто не научен отвечать за свои поступки и нести персональную ответственность перед коллективом.
Ведь Поход — про роль человека в коллективе!
Также на первом этапе ребята адаптируются к новым условиям. Помимо климатической адаптации необходимо подготовить тело к долгим переходам по пересеченной местности. Для этого на первом этапе предусмотрены несколько радиальных выходов. В начале недели делаем один радиальный выход налегке по сложной дороге — например, сухое русло реки или горная тропа со множеством неровностей, больших камней, поваленных деревьев и т.д. Это необходимо для адаптации организма в целом и приведению в активное состояние опорно-двигательной системы, активации мышц ног и сложной системы голеностопа.
Третий радиальный выход (он может быть совмещен со вторым) — ночной! Для сплочения коллектива. Не пугайтесь. Мы уже на этом собаку несколько арбузов съели. Этот выход самый запоминающийся, самый интересный, с крутыми историями, преодолениями, раскрытиями.
Третий радиальный выход (он может быть совмещен со вторым) — ночной! Для сплочения коллектива. Не пугайтесь. Мы уже на этом собаку несколько арбузов съели. Этот выход самый запоминающийся, самый интересный, с крутыми историями, преодолениями, раскрытиями.
Второй этап.
Задачи участника: найти свою роль в группе, развить навыки выбранной роли и научится применять их в коллективе для выполнения групповых задач.
Маршруты будут выбираться и разрабатываться участниками вместе с руководителем походной группы. Есть несколько десятков достопримечательностей, которые находятся в разных местах. Необходимо выбрать несколько локаций, которые ребята хотели бы посетить в соответствии со своей легендой экспедиции. Собрать их в маршрут, рассчитать расстояния, подобрать места ночевок, места для исследования экспедиционных задач и т.д.
Что происходит в походе?.
Участники попадают в особую автономную систему, где есть только их группа и Дагестан. Здесь начинает действовать воспитательная и развивающая среда коллектива. Никаких отвлекающих факторов. В этой среде взращиваются “Человеки” — люди дела и слова!
Выполняя при этом еще и задачи экспедиции, ребята становятся серьезнее, быстро взрослеют, начинают понимать важность коллектива, что вместе можно делать больше, лучше, быстрее, качественнее. Воспитывается персональная ответственность перед коллективом и коллективная перед каждым персонально — “Один за всех и все за одного!”
Какие задачи ставятся в походе?
Так как цель программы “Путь. Дагестан” — знакомство с Дагестаном, то поход выстраивается в логике этнографической экспедиции: изучение культуры разных народов, их истории, традиций, быта и географии.
Когда у ребят есть цели и задачи, которые стоят выше, например, бытовых задач, то усвоение этих бытовых навыков получается как бы само собой. Мы не акцентируем на них внимание, а просто живем в палаточном городке и решаем более значимые задачи экспедиции. К примеру, всем понятно, что если нужно сейчас идти на раскопки, то приготовление пищи, уборка территории, подготовка лагеря или внутриколлективные вопросы решаются быстро, качественно и без напоминаний.
В такие моменты мы создаем развивающую среду, в которой идут естественные процессы, и в такой среде есть необходимый потенциал для развития ребенка.
Третий этап .
Задачи участника: получить навыки коммуникации с людьми в составе группы, научиться правильно получать и передавать информацию, научиться коммуницировать и добиваться своих целей, критически оценивать информацию, уметь анализировать ее и делать выводы, находить нестандартные решения и уметь работать в изменяемых или нестандартных условиях.
На третьей неделе, после похода, участники прибывают в самый южный город нашей страны — Дербент. Мы располагаемся в уютном и красивом этно-хостеле, атмосфера в котором передаёт местный колорит. Нас ждут интересные задания в городе, которые разовьют у ребят личностные навыки (коммуникацию, командную работу, критическое мышление, креативность, личную эффективность). Все задания созданы с таким расчетом, чтобы ребята больше взаимодействовали с местными жителями, узнавали о них и об их быте. Посещение музеев и исторических мест позволит ребятам больше узнать историю и интересные факты о Дагестане. А прогулки по местным базарам и ежедневные приемы пищи в национальных кафе и ресторанах позволят оценить всю прелесть кулинарии, проникнуться местной культурой и красотой архитектуры.
Важной составляющей третьего этапа является Каспийское море (озеро). Очень теплое, спокойное и песчаное. Пляжи в городе благоустроены, на них чисто и цивилизованно. Так как местные жители соблюдают древние культурные традиции, то на пляжах Дагестана очень безопасно детям. Много многодетных семей, нет дебоширов, хулиганов. Все люди прилично одеты в скромные купальники, нет провокаторов беспорядка.
Где живем в Дербенте?
Наш хостел находится в центре города недалеко от знаменитой крепости “Нарын-кала”. С улицы это просто большие ворота с калиткой, но когда попадаешь внутрь, то оказываешься в уютном большом дворе. Там много плодовых деревьев — инжир, гранат, шелковица, яблони, груши, персики, мандарины, алыча и что-то еще заморское. Среди деревьев стоит уличная мебель — столики с лавками. Есть несколько гамаков. В конце двора стоит двухэтажный дом с номерами, кухней, холлом. В номерах по 5-8 человек. В доме этно-интерьер — сундуки с чеканкой по меди, прялка ковров с начатым изделием, вазы, посуда, аксессуары быта и много другое напоминает убранство в домах местных жителей какого-нибудь 19-20 веков.
Как питаемся?
Группе ребят вместе с наставником выдают денежные средства для организации себе пропитания. Есть определенные условия выбора места и меню. Ежедневно группы должны попробовать обязательно одно новое блюдо, уложиться в определенную сумму, посетить такие заведения, которые пересекаются с заданным маршрутом в городе.
Какие задания выполняют ребята по городу?
Все группы получают несколько обязательных к выполнению задач. Все эти задачи направлены на развитие их личностных навыков. В основном это коммуникация с внешним миром. Задачи будут интересные и неожиданные. Поэтому все описывать не можем. Но вот пример такого задания: познакомиться с местным жителем, который передаст ребятам рецепт семейного традиционного блюда. Ребята попробуют вместе приготовить его и угостить другие группы. Еще ребята готовят проекты событий для других команд. И каждая команда приглашает другую на свое событие. Такие события могут быть очень разнообразны — от похода в боулинг до выхода в море на трехмачтовом барке.
Какие достопримечательности планируем посетить?
Музей “Природа Каспия”, музейный комплекс истории Дербента, Музей истории мировых культур и религии, Музей железной дороги, Национальный парк “Самурский”, Хрустальный мост, маяк, форт “Тути-Бике”, крепость “Нарын-Кала” и знаменитое чудо советских конструкторов — экраноплан “Лунь”.