Ваш город:

СПО меняет траекторию развития: новые ориентиры

9 апр. 2021 г.
0
2928

Престиж среднего профобразования неуклонно возрастает. Во многом этому способствует реализация Национального проекта «Образование». Но не стоит сбрасывать со счетов и конъюнктуру рынка, требующую качественных изменений. Поэтому сегодня СПО больше не «для троечников». О новой траектории развития СПО, которое произойдет в ближайшее время, мы поговорим подробнее.

СПО меняет траекторию развития: новые ориентиры

Воспитание – работа не бесплатная

Наиболее значимое и ожидаемое в преподавательских кругах СПО событие – решение вопроса о доплате за воспитательную работу в колледжах. Материальный стимул к работе получают более 800 000 классных руководителей школ, а для кураторов колледжей и техникумов такая опция до сих пор в «режиме ожидания». Но дело сдвинулось с «мертвой точки» после соответствующего поручения Президента РФ. Так что, в скором времени труды более 100 000 кураторов российских колледжей и техникумов будут конвертированы в рубли.

Как показывает опыт, наиболее активная часть общества – вчерашние выпускники школ, которые в силу возраста иногда не осознают, что свобода – это прежде всего ответственность. «Аттестат зрелости» еще не означает, что она наступила, и кураторы колледжей и техникумов вынуждены дорабатывать эти вопросы, а значит их воспитательная нагрузка – не менее сложна, чем у коллег, работающих в детском саду и в школе.

Ожидается также, что воспитательная программа станет системной или централизованной и будет находиться под контролем образовательного ведомства. На фоне непростой ситуации в общественно-политической жизни страны и в мире, такой подход к формированию ценностных ориентиров у молодых людей крайне важен.

Уровень зарплаты бюджетников, к которым относятся и преподаватели техникумов, находится на контроле у Президента РФ, о чем, во исполнение «майских указов», он поручил подготовить отчет соответствующим ведомствам до 20 апреля 2021 года. Можно не сомневаться, что к этой дате будет окончательно решен вопрос о надбавках.

Новые стандарты для учебников и уровня подготовки преподавателей

Рыночный подход к сфере образования, после распада СССР, нарушил хорошо отлаженный механизм стандартизации учебников. Сейчас школьные учебники приведены «к единому знаменателю», допускаются к использованию только после проверки содержания на научную достоверность, актуальную информацию, исключения грамматических ошибок и т. д.

В системе СПО вопрос использования единого стандартизированного учебного материала пока не отрегулирован поэтому учащиеся, поступившие после 9 класса, сталкиваются с проблемой: содержание учебного материала в учебниках по общеобразовательным предметам часто не соответствует школьной программе.

В 2021 году пройдут Всероссийские проверочные работы, в которых примут участие первокурсники, поступившие после 9 класса, и выпускники школ. Цель проверочной работы – сравнительный анализ качества знаний у старшеклассников общеобразовательных школ и СПО, с последующей корректировкой общеобразовательных учебных программ. Дальше, на основе сравнений, можно будет сделать выводы относительно содержания и стандартизации учебников по школьным дисциплинам.

Что касается профильной части обучения, то она всегда делится на теоретические основы и практическую часть: первая – фундаментальная, вторая развивается более динамично, по мере внедрения новых технологий. Разумеется, для каждой специальности теория и практика имеют свою специфику, и подход к профессиональным дисциплинам должен быть индивидуальным в пределах каждой из компетенций, но единым на российском образовательном пространстве.

Уже сегодня большое внимание уделяется уровню квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Даже самые опытные из них нуждаются в систематическом «подтягивании знаний» до современного уровня на фоне стремительно развивающихся технологий и внедрения передового оборудования. Экзаменуют преподавателей профессионалы, работающие на предприятиях. К созданным по последнему слову техники 1574 мастерским, прибавляются новые помещения. Их число к концу 2024 года достигнет 5000. К этому же сроку количество преподавателей и мастеров производственного обучения достигнет 35 000.

СПО – не для троечников!

Немалые усилия были приложены к тому, чтобы искоренить в сознании выпускников школ и их родителей стереотип советских времен о том, что в учреждения СПО принимают всех. «Мода на вузовские дипломы» уже прошла. Молодые люди при выборе учебного заведения и профессии стали более прагматичны, и прекрасно понимают, что работодатель при приеме на работу будет обращать больше внимания на опыт и приобретенные навыки, а не на оценку в дипломе. К тому же, среднее образование и профессию в техникуме можно получить через 4 года, а это – самостоятельный заработок уже к 18 годам, финансовая независимость от родителей и возможность принимать самостоятельные решения о своей дальнейшей карьере и жизни вообще.

Конечно, можно сомневаться в зрелости решений, но социологи уже заметили разницу: выпускники ВУЗов чаще меняют профессию или кладут «диплом на полку», чем выпускники СПО. В 2020 году техникумы и колледжи приняли почти 1,2 миллиона учащихся, и ожидается, что в нынешнюю приемную кампанию эта цифра увеличится еще на 50 тысяч абитуриентов. В самом деле, зачем поступать в ВУЗ, не имея представления о профессии и дальнейшем применении обширных и фундаментальных знаний, которые дает институт или университет, если можно освоить робототехнику, программирование и другие востребованные специальности в СПО, а уже потом решать, «идти в науку» или просто работать по любимой специальности. В конце концов, после техникума всегда можно продолжить учебу по выбранному направлению или кардинально изменить его, имея за плечами опыт.

«Госплан» или рынок: как обеспечить кадровые запросы экономики?

Во времена «совка», которые сейчас не критикуют только ленивые, все решалось планово: нужно столько-то учителей, врачей, инженеров и т.д., в конкретном городе, области, регионе. Специалисты работали по распределению – хорошо было всем, и предприятию, и трудоустроенному выпускнику. Предприятие на какое-то время решало кадровый вопрос, а молодой специалист получал бесценный опыт.

В 90-х годах стихийно возникающие коммерческие учебные заведения, наперебой предлагавшие получение дипломов по престижным специальностям всем желающим, оказали «медвежью услугу» выпускникам и самой рыночной экономике, породив переизбыток одних специалистов и острый дефицит других.

Министерство просвещения в конце 2020 года утвердило концепцию развития профобразования, проведя анализ соответствия каждого техникума и каждой специальности на предмет востребованности на рынке труда. В 10 регионах России заработал пилотный проект, цель которого – синхронизация количества выпускников СПО и кадровых потребностей в различных отраслях. Регулярно отслеживается и корректируется список исчезающих профессий, вносятся изменения в перечень для подготовки специалистов, на основании которых будут сформированы и новые образовательные стандарты для профобразования.

СПО сегодня соответствует духу времени, объединяя передовые технологии и старый опыт, становится полезным для экономического роста государства и привлекательным для молодежи.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Директор департамента госполитики в сфере воспитания, допобразования и детского отдыха Минпросвещения Наталья Агре
Экспертная группа, включающая российских деятелей искусства, совместно с представителями Минпросвещения РФ намерена определить перечень песен для обра..
Минпросвещения и артисты РФ подберут под каждый возраст песни для уроков музыки
24 янв. 2025 г.
0
1210
Артем Метелев - председатель комитета Госдумы РФ по молодёжной политике
В Государственной Думе РФ раскрыли подробности законопроекта о борьбе с травлей в школах...
В Госдуме РФ рассказали о подготовке законопроекта о борьбе с травлей в школах
23 янв. 2025 г.
1
1983
Московский педагогических госуниверситет
Правительство Москвы запускает пилотную программу высшего образования по подготовке педагогических кадров для системы среднего профессионального образ..
Правительство Москвы внедряет программу по подготовке преподавателей профобразования
22 янв. 2025 г.
0
868
Оставить свой комментарий

Ваш город: