Ваш город:

Современные реалии - современные формы обучения

8 нояб. 2020 г.
0
1270

Еще в августе, перед самым началом учебного года – 2020/2021, аппараты Минобразования и Рособрнадзора уверенно заявляли о приверженности к традиционному очному формату обучения. Прошло чуть более месяца, и с первым похолоданием «страсти» вокруг коронавируса, бушевавшие в начале весны, вспыхнули с новой силой, и не без причины.

Современные реалии - современные формы обучения

Тревожные сообщения о «новой волне» пандемии то и дело поступают из всех регионов России, и количество заразившихся снова увеличивается. Выходит, что нам предстоит жить в реальности, где необходимо приспособиться к новым «требованиям» биоценоза, сохраняя пространство для маневра.

Станет или не станет «удаленка» постоянной нормой, и каковы перспективы у современных форм обучения? Отвечаем родителям, школьникам, студентам и учителям на самые волнующие вопросы.

Минобрнауки – о формате обучения в ВУЗах

16 сентября 2020 года министр образования и науки на заседании правительственного часа в Госдуме сообщил, что переход российских ВУЗов на дистанционный формат невозможен. Вместе с тем В. Фальков рассказал о готовности ВУЗов к работе в новой реальности.

Министр совершенно справедливо убежден, что сегодня качественная подготовка специалистов невозможна без практических занятий, а их нельзя проводить в дистанционном формате. Пресс-служба Минобрнадзора дополнительно пояснила, что «дистанционка» оправдана, когда речь идет о лекциях, индивидуальных консультациях, общении со студентами, проживающими в другом городе или регионе. Однако трудно представить будущего врача или инженера, не принимавших личного участия в практической работе. Для практики дистанционный формат в таких случаях недопустим.

Учитывая ситуацию с очередным всплеском пандемии, ведомство «дало добро» на изменение графика проведения практических занятий: переносе их на другой семестр или даже на следующий учебный год – не в ущерб здоровью студентов и преподавателей, но и без потери качества обучения.

Так, в соответствии с указом мэра Москвы и рекомендациями Минобрнауки, ректор МГУ В. Садовничий издал приказ о частичном переводе на дистанционный режим с 5 октября по 28 октября 30% сотрудников. Ранее, 4 сентября 2020 года, министр Фальков сообщал РИА LIVE 24, что ВУЗы России с 1 сентября частично переведены на дистанционный формат обучения в связи с новым обострением эпидемиологической ситуации, и еще раз уточнил, что речь идет только о проведении лекций в формате онлайн, а на практические занятия студенты обязаны являться лично.

Вслед за МГУ на дистанционное обучение частично перешли:

  • Московский государственный лингвистический университет: удаленно продолжали работу до 28 октября 2020 года сотрудники старше 65 лет, а также люди, имеющие хронические заболевания; на студентов режим ограничения не распространялся;
  • РЭУ им. Г.В. Плеханова: на дистанционный режим, на время действия указа мэра Москвы перешли студенты магистратуры, вечерней и заочной формы обучения, а также часть сотрудников;
  • Московский архитектурный институт тоже с 5-28 октября работал «в гибридном формате» - на удаленку перевели часть сотрудников учебного заведения; студенты младших курсов учились в обычном режиме, а старшекурсники посещали лекции, где не предполагалось большое скопление студентов;
  • Российский университет дружбы народов перевел студентов, кроме первокурсников; практические и лабораторные занятия для старшекурсников проводились в формате оффлайн; были введены ограничения для сотрудников, как и в МГЛУ;
  • Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана решил вопрос посещения занятий на период ограничения иначе: на дистанционку перевели отдельную группу, в которой оказалось больше половины заболевших студентов или находящихся на самоизоляции; также, согласно указу, на работу не вышли сотрудники преклонного возраста; для незаменимых работников старшего возраста были созданы специальные санитарные условия.

Переходят на смешанный формат и другие ВУЗы России, прежде всего в регионах, где на сегодня уже сложилась неблагоприятная обстановка по коронавирусной инфекции. Как сообщает ТАСС, Минобрнауки с 1 сентября перевел на дистанционный формат иностранных студентов, которые из-за пандемии не смогли вернуться, чтобы продолжить обучение, а также для граждан РФ, оказавшихся на карантине за рубежом.

На сегодня единого и обязательного распоряжения о переходе ВУЗов на дистанционный формат нет. Поэтому ректоры российских университетов формируют график обязательного посещения занятий на свое усмотрение, по ситуации.

Вернется ли удаленка в школы России?

COVID-19 снова вмешался в учебный процесс не только в ВУЗах, но и в школах. Как сказал первый заместитель председателя Госдумы О. Смолин в интервью РИА LIVE 24, школы вернутся на удаленку, если суточный прирост зараженных будет постоянно увеличиваться. Он уточнил: надежды, что вторая волна коронавируса не наступит, не оправдались.

Но панике поддаваться рано: занятия приостановлены только в некоторых школах регионов – их насчитывается менее 0,3%. Минобразования настаивает, что слухи о переходе на удаленку сильно преувеличены средствами массовой информации.

Российская система образования остается приверженцем классической системы обучения, а отдельные случаи перехода на удаленный или смешанный формат обучения – точечные меры, во исполнение медицинских рекомендаций.

Тем временем…

Учебный год начался в очном формате, несмотря на волнения школьников, студентов, учителей и родителей, бурно обсуждавших перспективы дистанционного обучения из-за пандемии. Но коронавирус лишь ускорил шаги цифровизации, назревшей в связи с техническим прогрессом и неизбежным его внедрением в систему образования.

Специалисты сходятся во мнении, что дистанционное обучение имеет определенные преимущества, и процесс его внедрения тормозится лишь из-за необходимых дорогостоящих вложений и создания необходимых инструментов. Достаточно вспомнить, что ВУЗы и школы России начали внедрять гибридные формы обучения задолго до объявления режима самоизоляции. Пример – Национальный проект «Образование», который поэтапно внедряется с 2018 года, задолго до начала пандемии. В нем детально расписан бюджет, а также, подробно изложено, с указанием точных сроков, как будет внедряться интернет и цифровизация.

После двухмесячной изоляции и вынужденного дистанционного формата обучения специалистам стало ясно, каких инструментов не хватает учителям и учащимся, чтобы повысить эффективность онлайн-уроков. Произошла непредвиденная апробация дистанционки в масштабах страны, и теперь, вероятно, ее материализация в системе образования ускорится.

Вместе с тем, полного отказа от очного формата, все же не предвидится. Одновременно с разработкой смешанной формы обучения, был проведен соцопрос сотрудниками НИУ ВШЭ, который показал убедительные результаты в пользу школьных линеек, шумных перемен, ответов в классе у доски:

  • Детям и студентам не хватает общения со сверстниками – так считают 35% опрошенных;
  • Учиться интереснее при личном общении с преподавателем – ответили 34%;
  • Считают, что учиться легче в коллективе, обсуждая материал урока с одногруппниками 20%;
  • Эмоциональный дискомфорт при онлайн-обучении испытывают 25%.

Эти и другие ответы учащихся доказывают неопровержимую истину: обучение – подготовка к жизни в обществе, а учеба «для себя» лишена красок и стимула. Ведь, люди – существа общественные, как бы не складывалась обстановка с пандемией. Дистанционное обучение должно стать не заменой, а дополнением традиционного обучения. Министерство просвещения РФ сейчас над этим работает.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Всероссийский математический диктант
Как сообщает РИА Новости, Т-Банк ко Дню математика, проведение которого запланировано в России на 1 декабря, запустил образовательный проект «Т=Матема..
1 декабря пройдёт Всероссийский математический диктант
22 нояб. 2024 г.
0
305
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
Предназначение новой школы — создать лучшее будущее благодаря сообществам молодых неравнодушных, энергичных и умелых людей, раскрывших свои таланты в ..
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
21 нояб. 2024 г.
0
688
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
622
Оставить свой комментарий

Ваш город: