Ваш город:

Текущая ситуация в сфере средне-специального образования

30 мар. 2020 г.
0
28132

Совсем недавно диплом высшего учебного заведения ассоциировался с ключиком от двери в «другую жизнь», где социальный статус определяет практически все (от уровня жизни до уважения друг к другу), где и встречают, и провожают «по одежке». При этом совершенно не придавалось значение ни выбору будущей специальности, ни уровню подготовки, ни востребованности профессии на рынке труда, ни другим значимым критериям, ради которых люди стремятся к получению высшего образования.

Текущая ситуация в сфере средне-специального образования

Сейчас ситуация на рынке труда существенно изменилась – за последние 10 лет заметно вырос спрос на рабочие кадры, в то время как найти свободную вакансию специалистам высшего звена стало намного сложнее. Средне-специальное образование в стране мгновенно среагировало на произошедшие перемены. Набор абитуриентов в ВУЗы, при этом, не уменьшился, а скорее – наоборот, постепенно возрастает. Но на фоне этой тенденции еще заметнее выделяется растущий интерес к колледжам и техникумам.

Что же изменилось в обществе и на рынке труда? Каковы планы у нового поколения, и что говорит об этом беспристрастная статистика? Попробуем разобраться в ситуации, чтобы понять, как реагировать, и какие планы строить.

Востребованность колледжей растет: цифры и факты

Исследования, проведенные экспертами РАНХиГС, зафиксировали всплеск интереса к обучению в колледжах и техникумах у молодежи до 30 лет. Данные этого исследования подтвердили и в Министерстве просвещения: по их информации, с 2014 года количество учащихся в средних специальных образовательных учреждениях увеличилось до 3 млн. человек – на 10%.

Исследование проводилось на основе опроса более 1,5 тысяч респондентов, из числа работающих граждан трех областей, включая Москву. Возрастные категории опрошенных – до 30 лет, 31-36 и 41-46 лет. Если более предметно говорить о полученных результатах, то экспертам удалось выяснить, что:

  • Высшее образование в категории 41-45 лет имеют 52,6%; в 31-36 лет – 61%, а в 23-29 лет – 47,3%;
  • Высшее и средне-профессиональное образование имеют 11-14% участников опроса во всех возрастных группах, что указывает на относительно стабильный интерес к постепенному профессиональному и образовательному росту;
  • Количество участников, имеющих только среднее профессиональное образование, показывает интересную динамику: старшее поколение – 33,3%; в средней подгруппе цифра снизилась до 28,2%, а среди младших участников интерес к среднему профессиональному обучению возрос до 38,9%.

Также эксперты отметили, что часть респондентов рассказала о привлечении дополнительных ресурсов (платные курсы, частные репетиторы): 50% - из числа опрошенных, имеющих высшее образование, против 20% выпускников техникумов и колледжей. Как видно из этих цифр, подготовка к поступлению в ВУЗ сложнее и стоит дороже.

Некоторые специалисты связывают возросшую популярность среднего специального образования с введением ЕГЭ: поступить в техникум или колледж можно, минуя процедуру прохождения ЕГЭ, после 9 класса. Ну а уже после колледжа можно без ЕГЭ поступить в ВУЗ (и, кстати, по словам экспертов, выпускникам колледжей/техникумов поступить в высшее учебное заведение намного легче, чем выпускникам школ).

Нельзя не отметить и тот факт что, немалую роль в возросшей популярности профессиональной подготовки сыграл чемпионат WorldSkills.

Новое поколение выбирает профессиональный опыт

Исследователи только вскользь коснулись результатов, которые показала подгруппа, имеющая высшее и среднее специальное образование. А, между тем, стабильный показатель респондентов, получивших сначала специальное, а затем – высшее образование, доказывает, что определенной категории граждан присущи последовательность и неспешность в принятии решений, рационализм и умение добиваться цели.

Практическая разница между высшим и средним специальным образованием всегда была очевидна, что и продемонстрировали 11-14% граждан, принимавших участие в проведенном опросе. Ведь 2-4 года, проведенные в стенах колледжа или техникума – это:

  • Диплом специалиста среднего звена с практическими навыками в профессии (колледжи и техникумы больше ориентированы на практические занятия, чем ВУЗы);
  • Возможность самостоятельно зарабатывать (обрести материальную независимость), получив профессию в кратчайшие сроки;
  • Работодатели предпочитают принимать в коллектив молодых специалистов, которые знают не только теорию, но и практику. То есть тех, кому не нужно объяснять все сначала, как это случается с выпускниками ВУЗов, которые не имеют практических навыков, поскольку ни разу не бывали на производстве;
  • Выпускник школы зачастую выбирает будущую профессию под влиянием мнения окружающих – не осознанно. Обучение в техникуме дает возможность «потрогать» выбранную специальность руками, разобраться в собственных желаниях, при необходимости сменить направление, не теряя много времени на получение ненужного диплома;
  • Поступить в профильный ВУЗ после техникума или колледжа намного проще: есть представление о профессии, начальный практический опыт, осознанное стремление к профессиональному росту – такой студент пользуется заслуженным авторитетом у преподавателей ВУЗа;
  • В техникумах часто работают преподаватели институтов, или вообще, колледж входит в структуру ВУЗа, как начальное звено – поэтому общение студента и преподавателя начинается задолго до поступления студента в университет, соответственно, увеличивается время на изучение дисциплины, что повышает качество знаний.

Приходя в университет после колледжа, студент уже не скажет, что напрасно теряет время на изучение дисциплин, которые ему никогда не пригодятся. Начальное представление о профессии, сформированное в колледже на практических занятиях, дает понимание о необходимости фундаментальных знаний.

Что готовит Минпросвещения в сфере средне-специального образования?

Проведенные исследования и дух здорового рационализма, присущий «цифровому поколению», заставляют задуматься о перспективах развития профессионального образования.

Так, в Госдуме обсуждается проект введения прикладного бакалавриата, который, по мнению инициаторов, предоставит студентам возможность узнать профессию «в близком контакте». По мнению чиновников, добиться этого можно благодаря увеличению часов для проведения практических и лабораторных занятий.

Пока, по этой инициативе заместителя председателя Комитета по образованию и науке М. Чернышева не принято никаких решений. Но уже известно, что в предстоящем учебном году произойдут некоторые перемены. В частности, у студентов появится возможность поменять специальность после II курса. Ожидается, что в России появится система «2+2+2», давно используемая в европейской школе. Она даст возможность, дополнительно, изменять направление не только после 2 лет учебы, но и после бакалавриата. Такой подход позволит минимизировать количество отчислений из-за разочарования в профессии, а заодно подготовить универсального специалиста.

У Министерства просвещения сегодня, как никогда, имеется возможность для маневрирования – бюджет 156,2 млрд. рублей, выделенный на реализацию федерального проекта «Молодые профессионалы». Уже в 2020 году, в рамках осуществления Национального проекта «Образование» планируется обновить колледжи и создать дополнительную материально-техническую базу.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Директор департамента госполитики в сфере воспитания, допобразования и детского отдыха Минпросвещения Наталья Агре
Экспертная группа, включающая российских деятелей искусства, совместно с представителями Минпросвещения РФ намерена определить перечень песен для обра..
Минпросвещения и артисты РФ подберут под каждый возраст песни для уроков музыки
24 янв. 2025 г.
0
1189
Артем Метелев - председатель комитета Госдумы РФ по молодёжной политике
В Государственной Думе РФ раскрыли подробности законопроекта о борьбе с травлей в школах...
В Госдуме РФ рассказали о подготовке законопроекта о борьбе с травлей в школах
23 янв. 2025 г.
1
1959
Московский педагогических госуниверситет
Правительство Москвы запускает пилотную программу высшего образования по подготовке педагогических кадров для системы среднего профессионального образ..
Правительство Москвы внедряет программу по подготовке преподавателей профобразования
22 янв. 2025 г.
0
862
Оставить свой комментарий

Ваш город: