Ваш город:

Школа - основные этапы развития (часть 2)

28 дек. 2019 г.
0
209

Если верить дошедшим до наших времен сведениям, с основными проблемами школы, волнующими современников, приходилось бороться и тысячи лет назад. И Возможно, в глубине веков и тысячелетий еще остались «подсказки», которые помогут оптимизировать современный процесс обучения. Ведь, новое – это хорошо забытое старое, а проблема воспитания и обучения подрастающих поколений была и остается самой волнующей темой человечества.

Школа - основные этапы развития (часть 2)

Древняя Индия

Индийская школа прошла сложный путь развития. Некоторые традиции прошлых времен сохраняются и в современной школьной системе Индии. В частности, как и много веков назад индийские школьники начинают обучение в семье, роль которой остается доминирующей в начальном образовании до сих пор.

Огромное влияние на принципы обучения оказал индуизм, который проповедует идею кастового различия, согласно которому семейное обучение и воспитание не должно выходить за рамки знаний и навыков, необходимых для касты ремесленников, или для касты служащих, или для касты воинов. Уже с 7-8 лет мальчиков отдавали в дом учителя, где после обряда посвящения продолжалась его обучение. При этом между учителем и учеником складывались отношения по модели «отец – сын».

Кроме индуизма, свою лепту в формирование системы школьного образования внес буддизм, который распространился в Древней Индии в I-IV вв. Преимущества буддийских принципов, которые распространены и сегодня, заключаются в более лояльном отношении к социальному неравенству и национальному различию учащихся. Кроме религиозного воспитания, в систему обучения учителя-буддисты включили «светские» науки.

Примечательно, что и поныне роль семьи в обучении индийских школьников остается ведущей. Большинство детей, чьи семьи могут себе позволить сейчас обучение в школе, к 6 годам знают не менее 3 языков, умеют на них читать, писать и считать.

Влияние буддизма и индуизма в современных индийских школах сохраняется, но обучение по буддийским канонам становится все более популярным: буддийская система, кроме лояльности к кастовым (социальным) различиям, носит не авторитарный, а рекомендательный характер. Обе религии сосредоточены на индивидуальном развитии школьников: индуизм – на подавлении, буддизм – на раскрытии и развитии способностей каждого ученика. Большое внимание уделяется нравственному воспитанию детей.

Древний Китай

Первые упоминания о древнекитайских школах относятся к третьему тысячелетию до нашей эры, хотя история Древнего Китая насчитывает 5 тысяч лет. Изначально обучение детей носило исключительно семейный характер. Искусство написания иероглифов и древние знания передавались по наследству в знатных семьях.

Лишь в I веке китайская школа получила развитие, благодаря Конфуцию, который разработал системный подход к обучению и единую систему письма и иерархию, в которой роль каждого участника учебного процесса была строго регламентирована. Конфуций считал этические нормы главным элементом процветания государства.

В основу его школьных правил легли принципы взаимопонимания между учителем и учеником, а также развитие самостоятельного мышления. Во времена Конфуция его учение было объявлено официальной идеологией, а развитие школ стало государственной политикой.

В этот же период сложилась система экзаменации, а обучение было бюрократизировано. До начала ХХ века в Китае сосуществовали частная и государственная система обучения. Впервые были введены письменные экзамены, успешная сдача которых открывала доступ к обучению детям всех социальных слоев.

Конфуцием были разработаны и формы написания экзаменационных работ и сочинений. Начальное обучение в Китае длилось 7-8 лет. Вторая ступень – среднее образование – продолжалось еще 5-6 лет. Промежуточные этапы «среднего» обучения сопровождались итоговыми экзаменами, а в 18-19 лет ученики сдавали государственные экзамены.

Правда, китайская государственная школа ограничивалась узкими религиозными рамками, и, кроме арифметики, другие «светские» науки в содержание школьного образования не входили. Поэтому детей из богатых семей предпочитали отдавать в частные школы.

Средневековое обучение в Европе

В «темные века», после заката античной культуры, «власть» над школьным образованием в Европе перешла церкви и инквизиции. То есть, людям, уничтожавшим рукописные труды древних ученых и сжигавшим на кострах тех, кто совершал научные открытия, подвергая сомнению авторитет церкви.

Научные знания стали привилегией духовенства, а элементарное образование, собравшее языческие, античные и христианские традиции, было доступно только ученикам из богатых, знатных семей, которых обучали в монастырских школах – для будущего духовенства, и в кафедральных школах – для светских вельмож. Лишь к концу XVII века кафедральные (соборные) школы были преобразованы во всеобщие, а позже – в университеты. Впрочем, чтобы получить право на открытие университета все еще требовалось разрешение Папы Римского, а не государственной системы образования.

Тем не менее, средневековый университет уже в XIII веке был местом, где можно было получить действительно универсальные научные знания. В эпоху Средневековья, с развитием городов, получили распространение ремесленные школы. В этот период были основаны Болонский и Парижский университет, Медицинский университет в Салерно.

Девочки и девушки обучались дома. На обучение в монастыри отдавали, в основном, будущих монахинь. Возрастающая потребность в образованных людях давала возможность пробиться к знаниям наиболее талантливым крестьянским детям.

Школьное обучение в России: история и современность

О школе Владимира Святославовича упоминается в Вологодско-Пермской летописи 988 года. С этого момента начинается история российского образования. А уже через 100 лет появляется первое женское училище, которое возглавляла дочь князя Всеволода Ярославовича, Анна, совмещая учебу и руководство. Еще через 100 лет школы стали открываться по всей Руси.

Первые школы были привилегией боярских, дворянских и богатых купеческих семей. Хотя, знатные вельможи чаще всего не горели желанием обучать своих детей. Школы, как правило, открывались при монастырях, а христианство на Руси «приживалось» трудно.

Прорыв в сфере образования в России наступил лишь в эпоху Петра I, который приложил немало усилий для преодоления безграмотности. До него основной упор делался на обучении элементарной грамоте. При Екатерине Великой начинания Петра были продолжены и значительно приумножены, в том числе и в просвещении.

Бурное развитие капитализма и рост городов способствовали открытию ремесленных училищ, куда принимались дети рабочих и крестьян. Существенно возросли шансы на обучение у девочек, так как активно развивались и женские ремесла.

После Октябрьской революции, по декрету В.И. Ленина, началась еще одна прорывная эпоха массового преодоления безграмотности. За три десятилетия аграрная дореволюционная Россия превратилась в индустриальное государство.

За годы существования СССР образование стало одним из лучших в мире. Количество университетов и институтов в стране постоянно увеличивалось, а качество образования позволяло привлекать для обучения иностранных граждан. Среднее образование, даже в трудные для страны 90-е годы, оставалось обязательным и бесплатным.

Как видно из краткого экскурса в мировую историю развития школы, Россия, находясь на рубеже Азии и Европы, собрала лучшие традиции школьного образования всех цивилизаций. Ее миновал разгул инквизиции, а относительно слабое влияние духовенства не препятствовало развитию наук и общества.

Интересный факт: французский художник XIX века, Марк Коте, в одной из своих работ изобразил школьников 2000 года, которым знания в мозги закачивают в классе через провода, автоматически. Его художественная фантазия оказалась недалека от истины. Возможно, чтобы представить школу будущего через 100 лет, стоит еще раз заглянуть в прошлое и взять то, что было ранее упущено?


Источники изображений: evroportal.ru, habr.com, culture.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?

Новости образования
На Совете по развитию педобразования обсудили поставленные президентом задачи
Как сообщили в пресс-службе Минпросвещения РФ, в ведомстве на днях состоялось заседание Совета по развитию педагогического образования, участники кото..
На Совете по развитию педобразования обсудили поставленные президентом задачи
23 янв. 2020 г.
0
232
Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова выступил за возвращение в российские вузы специалитета
Беседуя с представителями Агентства городских новостей «Москва», Виктор Садовничий, ректор Московского госуниверситета имени М.В. Ломоносова, заявил о..
Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова выступил за возвращение в российские вузы специалитета
23 янв. 2020 г.
0
1188
Основные новшества, касающиеся семейной формы образования
Как сообщает «Российская газета», Министерство просвещения РФ обнародовало проект обновлённого Порядка организации образовательной деятельности по осн..
Основные новшества, касающиеся семейной формы образования
22 янв. 2020 г.
0
400
Оставить свой комментарий

Ваш город: